«В центре нашей дошкольной программы — всегда ребёнок»

20 апреля 2017, 12:46
A5588a1c8126e330f3eb23ebecc0aad4
Фото: iStock
Ирина Быкадорова из «Университета детства» рассказала об оценке качества образования

Что нужно для развития дошкольника? Квалифицированный воспитатель? Насыщенная образовательная программа? Яркие удобные игрушки? Прояснить это и призвана оценка качества образования, которую, как считают в «Рыбаков Фонде», пора модернизировать. Почему? Выясняем вместе с руководителем проекта «Оценка качества дошкольного образования» Ириной Быкадоровой.

898c9c8b114c1ff3f51f4bfb8219d012

— Как вообще оценивают качество дошкольного образования?
— Всегда встаёт вопрос, как именно проводить оценку качества дошкольного образования. Безусловно, есть какие-то общие вещи — показатели материально-технической оснащённости, безопасности помещения, уровень квалификации преподавателей. Но самым главным и сложным в оценке остаётся взаимодействие детей и воспитателей. Конечно, в мире существуют и успешно используются специальные инструменты оценки качества дошкольного образования — международный ECERS и российский инструмент оценки качества, принятый в 2015 году Министерством образования и науки РФ.

— В чём разница между ними?
— ECERS больше нацелен на оценку материально-технической среды. Отечественный аналог направлен на анализ организации обучения по конкретным дисциплинам, а также взаимодействия между воспитателями и детьми. Но, что интересно, законодательно метод оценки качества образования не закреплён, так что детский сад может сформировать свой собственный инструмент, даже не опираясь на существующие.

— Получается, каждый сад может создавать свою уникальную методику?
— Именно. Поэтому одна из наших задач — помочь педагогам составить такую методику, которая бы учитывала особенности конкретного детского сада. Например, есть небольшие учреждения, в которых нет детей с ограниченными возможностями. Так зачем такому саду критерий оценки инклюзивного образования? Неактуально. Также мы хотим подсказать, как учитывать при оценке качества элемент развития самооценки ребёнка, его саморегуляции. К сожалению, про эти критерии зачастую забывают.

— Что уже вами сделано на этом поле?
— Помимо тщательного изучения уже существующих инструментов оценки качества, мы нашли партнёров, с которыми могли бы профессионально взаимодействовать в разработке нескольких направлений. Например, нам интересно подготовить экспертов для регионов, которые обучали бы на месте педагогов или проводили экспертизу. Кроме того недавно мы посетили обучающий семинар по построению региональной системы оценки качества образования, который прошёл в Якутске. Там мы презентовали «Рыбаков Фонд», его образовательные программы и проекты. Мы туда ездили и разобраться с организацией мероприятий такого уровня, и рассказать о программе дошкольного образования для аудитории из педагогов и сотрудников детских садов. Кстати, интерес публика проявила неподдельный, хотя поначалу и была насторожена — редко увидишь, что частный фонд принимает участие в жизни дошкольного образования.

8be261028e6bc1183b3c39f9cc2829de
Семинар-тренинг «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды программы дошкольного образования Рыбаков Фонда в условиях реализации ФГОС ДО». Фото: «Рыбаков Фонд»

— Помимо поездки в Якутию вы недавно выступали на Московском международном салоне образования…
— Нас попросили рассказать педагогам о том, как организовать предметно-пространственную среду внутри детского сада силами педагогов, при этом не тратя много средств на закупку новых материалов. В рамках тренингов педагогов по программе дошкольного образования «Рыбаков Фонда» мы совместно с авторами программы дошкольного образования «Открытия» изучаем организацию среды с точки зрения законодательства, а затем мы вместе разбираем, как устроены помещения их садов, рассматриваем варианты изменения пространства, чтобы польза для развития ребенка была максимальна. А еще мы, пожалуй, единственные, кто уделяет внимание участию ребёнка в обустройстве сада. Для нас всегда ребёнок — в центре.

Материалы по теме