Дошкольное образование: Универсальные навыки или ориентация на личность ребёнка

26 апреля 2017, 16:06
Cd91de391f800b0625bae4f3511fb497
Фото: «Рыбаков Фонд»

Эксперт по дошкольному образованию, научный консультант «Рыбаков Фонда» Елена Юдина провела в фонде лекцию «Дошкольное образование, ориентированное на ребёнка». Основной темой стали новые технологии развития и современные принципы дошкольного образования.

В «Рыбаков Фонде» разрабатывается программа, посвящённая дошкольному образованию. Она не только актуальна, но и жизненно необходима, ведь сейчас меняется общество и, как следствие, отношения внутри него и каналы коммуникации, а также вся цивилизация. Переосмысливаются требования, выдвигаемые к системам образования, к детям и их компетенциям, к преподавателям и воспитателям и их ролям.

Участниками встречи были эксперты, преподаватели и родители. Они обсудили современное состояние дошкольного образования. В центре внимания — образование, ориентированное на ребёнка. Как объяснила Елена Юдина, в основе такого подхода — развитие способностей, интересов и действий, то есть личности каждого ребёнка. Согласно Л.С. Выготскому и многим другим психологам, это возможно только в совместной деятельности ребёнка со взрослым и другими детьми.

6da00ac6fe13be75c5ddb2c91ef3b1fa
Фото: «Рыбаков Фонд»

Главный вопрос: чему нужно учить маленьких детей до того момента, как они пойдут в школу. Какие навыки помогут им безболезненно пройти этот важный рубеж? В современном дошкольном образовании существует два принципиальных подхода и, соответственно, два разных ответа на этот вопрос. Первый — это образование, ориентированное на ребёнка, его способности и интересы. Второй — это так называемые программы школьного типа, нацеленные на развитие универсальных академических умений и навыков.

Противоречие, заключённое в столкновении двух подходов, можно выразить метафорично как разницу между «хочу, чтобы мой ребёнок читал и писал», и «хочу, чтобы мой ребёнок умел вести коммуникацию, чувствовать свою значимость, понимать окружающих и себя». Елена Юдина рассказала о собственном опыте столкновения с таким противоречием.

0d47eee311b85792a5f92ea8134d0350

— В начале 2000-х я созвала круглый стол с участием представителей начальной школы и детского сада — ситуация тяжелая, так как между ними идёт классовая борьба. Темой был образ выпускника детского сада. Воспитатели сказали ожидаемые вещи, в зависимости от того, что им транслировали сверху начальники: мелкая моторика, внимание и память, навыки чтения и письма. Как думаете, что сказали учителя? Хотим, чтобы дети знали, что такое левый верхний угол.

О чём это говорит? О жизненной для учителей необходимости в знании ребёнка основ пространственной ориентации на листе. С чего начинается урок? С фразы «взяли ручку и поставили точку в левый верхний угол». «Если не ставят — процесс учёбы сыпется, и ситуация шоковая», — констатирует Елена Юдина.

Сооснователь «Рыбаков Фонда» Екатерина Рыбакова (сама мать четырёх детей) сказала, что разрабатываемая в рамках проекта фонда «Университет детства» программа — это эффективная попытка выработать общие принципы и подходы для развития дошкольного образования, в данный момент сильно недооценённого в России.