В Томске запущено обучение по программе «Рыбаков Фонда»

6 июня 2017, 12:41
239eb05a838ca5d7efc68a9c21a99643
Двухдневный семинар-тренинг для педагогов дошкольного образования 4–5 июня провели в Томске эксперты «Рыбаков Фонда»

Программу дошкольного образования «Рыбаков Фонд» развивает в рамках своего направления «Университет детства». Её авторы Елена Вячеславовна Бодрова — главный научный сотрудник МКРЕЛ (Денвер, Колорадо, США), автор дошкольной образовательной программы «Tools of the Mind» и Елена Георгиевна Юдина — профессор, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием в МВШСЭН, автор программы дошкольного образования «ОткрытиЯ». В Томске прошли занятия по второй ступени программы.

Опираясь на лучшие мировые разработки в дошкольном образовании, эксперты «Рыбаков Фонда» создают программу, ориентированную на ребёнка. В разработке методики педагоги используют культурно-исторический подход Л. С. Выготского.

— Исторически сложились два подхода к развитию детей, и они сильно разнятся. Первый подход говорит о том, что дети развиваются сами по себе, достаточно их просто поместить в определенную среду.

– Елена Бодрова
D7bb93f501232aa02c28ad0c6607d20b
Елена Бодрова главный научный сотрудник МКРЕЛ (Денвер, Колорадо, США) и Елена Юдина, профессор, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием в МВШСЭН, автор программы дошкольного образования «ОткрытиЯ» (слева направо)


— И при таком подходе основная функция воспитателя — это наблюдение. Второй подход заключается в том, что личность является продуктом научения, а её свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. И здесь главная задача воспитателя — многократно повторять какие-то вещи, пока они не будут усвоены. Программа, которую предлагает «Рыбаков Фонд», основана на объединении противоречий, содержащихся в этих двух подходах и кратко её можно обозначить так: обучение хорошо тогда, когда оно ведет к развитию, — говорит Елена Бодрова главный научный сотрудник МКРЕЛ (Денвер, Колорадо, США).

Один из вопросов, который обсуждали педагоги, — как сохранить интерес детей к развитию. Часто бывает, что поставленная задача интересна взрослому, но не ребёнку, и длительность занятий слишком велика. Томские педагоги предложили вместо одного длинного занятия проводить несколько коротких и сделать их многозадачными.

Cd0889ba2dfa3bcb3c038c41cb098ad3
Участницы двухдневного семинара-тренинга для педагогов дошкольного образования

Ещё одна важная тема, которую обсудили в процессе тренинга — перегрузка ребёнка. Елена Бодрова заметила, что часто стремление воспитателя сделать учебный материал слишком занимательным или красивым снижает его функциональность. Например, ребёнок должен сосредоточиться на букве, а думает о ярком цвете или материале, из которого она сделана. Отвлекается и запоминает дольше, чем мог рассчитывать воспитатель.

В итоге семинара педагоги должны были отметить сильные стороны программы, найти точки роста и предложить конкретные решения. В этом-то и состоит главный плюс, говорят её участники. У обычных воспитателей появляется возможность повлиять на программу, внести вклад в ее формирование.

Во второй день семинара участникам предложили множество разных методик, которые сначала показались педагогам слишком нетрадиционными. Но в итоге аудитория с удовольствием восприняла инновационные технологии, и все планируют внедрять их в свою работу уже в ближайшее время.

— Безусловно, тренинг полезный! Запомнилась подача материала и живое общение. Если в начале программы я была настроена немного скептически, то после погружения в детали мне захотелось взять от тренинга как можно больше.

– Наталья Будз
48999b50dbe42ff4f6fe721cd34d2006


— Мы работаем по программе «От рождения до школы», а вот эта методика — другая, более интересная и современная. Её уникальность в индивидуальном подходе, в том, чтобы учесть интересы ребёнка и подачу материала! Если даже нам, взрослым, было так интересно, то что уж говорить про детей. У меня появилось желание изучить программу подробнее, попытаться оттуда что-то взять и поэкспериментировать, применить её в своей работе, — отметила Наталья Будз, старший воспитатель МАДОУ № 3 «Радуга» г. Асино.

— Очень полезно! Сегодня много методик давали. Очень понравился календарь в виде числовой линейки, где отмечаются важные события. Благодаря этому дети учатся замечать последовательности. Интересная методика моделирования письма, освоение графических навыков, когда предложение и слова изображены в виде чёрточек. Чем длиннее слово, тем длиннее чёрточка, чем короче слово, тем короче чёрточка. Таким образом, идёт постепенное обучение ребенка чтению. Все наши девочки, воспитатели и логопеды, заинтересовались этой методикой и сказали, что будут применять. Вообще, все методики будем использовать, ни одной не отвергли, — говорит Светлана Рыжова старший воспитатель МАДОУ 40 Томск.

05f43f23bd8429dd7755bc081c03ef9a
30b661d4ca41ed4902c7045e07099b5c