Наставнику — наставник

30 августа 2017, 11:49
В Москве прошёл тренинг-семинар по менторству для наставников МГУ

29 августа в пространстве «Благосфера» прошла первая встреча менторов в рамках проекта «Mentor Network» (проект Фонда «Рекурсия», оператора программы наставничества в МГУ) — менеджеров и руководителей крупных компаний, агентств, бизнес-инкубаторов, а также представителей правительства г. Москвы. В формате семинара они обсудили задачи и проблемы развития института наставничества в стране, а также более конкретные темы — создание формата общения между наставником и наставляемым. Экспертами на встрече выступили представители Фонда «Рекурсия», Психологического Центра на Волхонке и национального ресурсного центра наставничества «Ментори» (инициатива «Рыбаков Фонда»).

Сегодня наставничество — это один из самых эффективных форматов передачи знаний. Ментор, будь это глава крупной компании или выпускник вуза, имеет возможность лично общаться с начинающим специалистом, студентом, выявлять проблемы и давать советы. Но о самом главном, как оказалось, менторы знают довольно немного, в чём и признавались в ходе общения: большинство вопросов к экспертам касались психологической стороны диалога наставника и наставляемого.

B8c610820dec6f55377283bf0ec8ed63

— Довольно долго — несколько месяцев — мы обкатывали первый формат, когда все менеджеры, руководители должны были сразу стать менторами. Но по результатам такого теста оказалось: многие из них хорошо разбираются в своей области знаний, но не до конца понимают свою роль как наставника. Так возникла необходимость в этой встрече, чтобы объяснить где начинаются и заканчиваются компетенции наставника, — рассказала президент Фонда «Рекурсия» Елена Боровая.

081aa2d4ae80a68c8554043770cdf044

— В такой сфере деятельности, как наставничество, довольно легко прийти к предвзятым отношениям, даже психологической зависимости между наставником и наставляемым. Цель тренинга и, в принципе, национального ресурсного центра наставничества «Ментори» — создать максимально безопасный и эффективный формат общения, — пояснила менеджер национального ресурсного центра наставничества «Ментори» Маргарита Пикало.

О другом важном кейсе — мотивации наставляемого к профессиональному росту — рассказала известный психолог, выпускница МГУ Анна Карташова. Эксперт пояснила: составить список проблем молодого специалиста мало, возникает необходимость использовать приёмы профессионального психолога.

6fba49dfb051e3544355f35ab90d534e

— В диалоге приемлем только один тон — честный: хвалить наставляемого необходимо, пусть за скромные, но успехи. То же касается и критики — ментору важно оставаться непредвзятым и указывать на ошибки, но при этом не прибегая к резким формулировкам, иначе у наставляемого просто исчезнет желание работать и с ментором, и над собой, — пояснила руководитель Психологического Центра на Волхонке Анна Карташова.

Большинство из менторов, которых объединил тренинг-семинар, — это представители бизнеса. Но наставничество, как эффективный формат передачи знаний, оказался интересен и некоммерческим структурам. Так, в правительстве Москвы уже активно развивают менторство.

Cabc9b9816081e59baed00a8fc8380d7

— У нас есть своя программа для обучения наставников. Рассказываем, как сойтись поколениям, как эффективно пользоваться ресурсами друг друга, как организовать социальный обмен. Через нашу систему в год проходит порядка трёхсот стажёров. Наставников часто на всех на хватает, лично у меня, как ментора, в данное время три стажёра, — рассказала директор Центра развития карьеры Университета Правительства Москвы Алина Гузий.

Менторы, которые недавно присоединились к проекту, смогли более подробно обсудить вопросы и нюансы менторинга, обсудить их с профильными экспертами Психологического Центра на Волхонке и национального ресурсного центра наставничества «Ментори».