Конференция GELP: итоги, темы, значение

8 ноября 2017, 14:58
E78acb097f950ca37953cb6f415a6b58
Организаторами саммита выступили «Рыбаков Фонд» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»

Международный образовательный саммит GELP, который проходил в Москве с 1 по 3 ноября, — событие уникальное. В России он прошёл впервые. До этого в течение 10 лет российские эксперты не становились спикерами GELP.

О значении саммита

GELP – это сообщество экспертов, формирующих образовательную повестку развитых стран и разрабатывающих новые современные модели образования. Поэтому сегодня отдельно можно говорить о рабочей кооперации с мировым сообществом как о новой возможности для российских экспертов шире взглянуть на образование: без отрыва от реальной жизни и с учётом ведущих практик.

За 10 лет GELP организовал 14 саммитов и конференций, которые каждый раз оказывали мощное стимулирующее воздействие на развитие образовательных инноваций в принимающей стране и содействовали изменению образовательных практик.

C23d9d311f5c888233e897be1a6f79e8

Форматы и темы

Школа как часть цифровой среды, переход от школы знаний к школе навыков, формирование образовательной экосистемы, — при всём разнообразии тем докладам и панельным дискуссиям было отведено не более четверти всего времени, остальное — это групповая работа участников. Поэтому и формат саммита был выбран закрытым.

— На протяжении последних 5-6 лет поднимается вопрос навыков, необходимых профессионалам в XXI веке. Именно сейчас, по ходу того, как развивается практика, у нас имеется более чёткое представление о том, что необходимо человеку для достижения успеха в современном новом мире. На сегодняшней церемонии открытия выступали три представителя абсолютно разных культур, и все они говорили о компетенциях. Это касается не только знаний и навыков, но и ценностей, и отношения к себе и внешнему миру, — поделилась мнением Вэлери Хэннон, руководитель программ по реформированию образования в ряде стран Европы, США, Австралии и Африке.

Формирование новых навыков требует новых подходов, взгляда под другим углом. Участники саммита, обсуждая важные детали, спорят друг с другом. Например, о том, как именно школе вовлекать родителей в образовательную деятельность.

E815e461c4589ed7a08574f741fe4f7c

— Мы думаем, как вовлечь родителей в процесс образования, а они уже вовлечены. Причём по-разному: одни относятся к школе как к поставщику услуг и предъявляют требования к выполнению ею неких обязательств. Другие родители чрезмерно вовлекаются в учебный процесс, пытаются делать с детьми и за детей то, что дети могут делать сами. Это не всегда добавляет пользы. Поэтому вопрос в том, как изменить эту их вовлечённость для конструктивного взаимодействия. Я вижу возможность в том, чтобы развивать школу как сообщество. Я предлагаю школе и учителю перестать относиться к своему делу, как к тому, что учитель работает только с ребёнком. Учитель и школа работают с семьёй. Семья так или иначе попадает в зону влияния учителя. Поэтому учитель, работая с ребёнком, не может не учитывать, из какой он семьи: какие особенности, правила и нормы есть в этой семье. Они разные – в каждой семье свои. При этом школа может и должна стать тем местом, где семьи будут взаимодействовать, общаться, обмениваться опытом, растить свои родительские компетенции и, в случае необходимости, получат поддержку. Этот процесс может организовать и возглавить школа, — уверена Екатерина Рыбакова, сооснователь «Рыбаков Фонда».

За изменения иного рода выступил Игорь Рыбаков, сооснователь «Рыбаков Фонда». Он отметил, что сегодня настало время, когда глобальный бизнес должен задумываться, какой социальный вклад он несёт, а филантропические организации должны уметь зарабатывать.

F33f999c2d8240eb6e00be38b353e254

— Конечно, есть ряд вещей, которые не могут быть начаты, продолжены и поддержаны кроме как частным капиталом. В «Рыбаков Фонде» есть такие проекты, которые будут финансироваться просто потому, что мы с Катей так решили, а попечительский совет одобрил. Это филантропия, меценатство, донорство. Есть другая сторона — создание финансово устойчивых компаний в социальном секторе, которые умеют использовать бизнес-подход. Когда НКО может заниматься фандрайзингом, привлечением необходимых средств, ресурсов. У меня много таких проектов как в «Рыбаков Фонде», так и вне его, — поделился Игорь Рыбаков.

В продолжение разговора сооснователь «Рыбаков Фонда», на примере «КиберЛенинки», рассказал о перспективности инвестиций в образовательный сектор:

— КиберЛенинка» — это минимум 30Х, тридцатикратный рост. Куда я инвестирую, на что смотрю? Это платформы, маркетплейсы, цифровая инфраструктура. Любые формы HR Tech. Платформы лидеров, которые влияют на лидеров, которые создадут новых лидеров — гигантские платформы. Я всех призываю участвовать в этом деле, — добавил Игорь Рыбаков.

807cc4489998f9a97b75b8f3940b0009

Итоги

3 ноября в саммите приняли участие руководители АП РФ, курирующие школьное образование, министры образования стран-участниц GELP и стран ЕврАзЭС. Один из главных итогов, к которым пришли специалисты за дни GELP, на финальном пленарном заседании озвучил Алексей Кудрин. Сегодня он занимает должность главы Центра стратегических разработок. Кудрин заявил, что к образованию необходимо относиться как к сфере, которая серьёзно влияет на экономический рост, на успешность страны, поэтому образование нужно видеть «как важный институт для инвестиций в наше будущее». И если не делать этого сегодня, то Россия потеряет тот статус технологической державы, который пока есть.

По итогам саммита участники сформировали доклад, который в России станет пакетом прикладных рекомендаций по развитию школы на горизонте до 2025 года для Администрации Президента и Правительства Российской Федерации. Доступ к этому документу появится и у профессионального сообщества.

Кроме этого, в российской версии будет создана «карта» основных точек вхождения российских образовательных проектов в глобальное сообщество (включая возможности для экспорта образовательных инноваций и возможности для кооперации).

Представленный на саммите российский опыт подтвердил эффективность участия некоммерческих объединений и бизнеса в создании современной образовательной экосистемы. Причём некоторые из наработок наших НКО уже оказались востребованы за рубежом. В частности, прототип российского Агентства стратегических инициатив (АСИ) скоро будет внедряться во Вьетнаме и Малайзии.

Саммит охватил немало значимых тем, при этом докладам и панельным дискуссиям было отведено не более четверти всего времени, остальное – это групповая работа экспертов. И результаты ещё раз показали, что для формирования личности нового времени в процессе обучения и развития требуются совместные усилия всех участников образовательной среды.

9cf8f12cb4de5fc8e90739d0ae1b8252

Цитаты

— Мы собираемся на протяжении 10 лет, каждый раз в разных странах. Но если вы спросите, почему мы приехали в Россию только сегодня, я скажу: сегодня мы смогли выстроить с Россией диалог, конструктивное сотрудничество. Прекрасно, когда в одном месте собираются люди из сферы образования, политики, бизнеса, филантропии, и все говорят на одном языке о том, как мы должны поменять систему обучения. В России поднимаются те же вопросы, что и в Австралии, те же вопросы, что и в Сингапуре, те же вопросы, что и в Гонконге, те же вопросы, что и в Соединённом Королевстве. Мы хотим продолжать работать совместно, как единое мировое сообщество, — рассказал Энтони Маккей (Anthony Mackay), сооснователь GELP, экспертный консультант ОЭСР и ЮНЕСКО, советник образовательной сети Asia Society и Learning Forward, член совета директоров Innovation Unit UK и Нью-Йоркской академии наук.

— Нам нужно работать над тем, чтобы Россию больше узнавали и воспринимали в международном сообществе. Несмотря на то что с 90-х годов мы стали частью глобального мира, процесс постройки моста между нашим образовательным сообществом и международным продолжается. Благодаря вовлечению российского сообщества, российских передовых мыслителей и практиков образования мы сформировали очень актуальную для мира и для России повестку по развитию образовательных систем, которая связана с изменением образования «под сложный мир», мир будущего, — уверен член попечительского совета «Рыбаков Фонда», основатель GEF, Директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша.

— До недавнего времени Россия выступала в роли «реципиента» и «импортёра» повестки и практик (от стандартизированных экзаменов типа ЕГЭ или метрик PISA до платформ онлайн-образования). Однако сейчас в мире возникла уникальная ситуация: повсеместно начинается перезагрузка школьного образования под воздействием новых технологий и новых социальных факторов, ведущих к ускоряющемуся изменению и усложнению общества. В этот момент все страны оказываются во многом в схожих стартовых условиях и вынуждены решать схожие задачи. И перед Россией на короткий срок (возможно, всего несколько лет) возникает возможность на равных войти в глобальный диалог относительно новой конструкции глобальных и национальных образовательных систем, новых образовательных стандартов и методов оценки качества. Как страна мы получаем возможность занять позицию равноправных участников этой новой системы, своего рода «образовательного ООН» XXI века. Наша общая цель — сделать российское школьное образование глобально конкурентоспособным (и обеспечить его переход на новый уровень развитости), поддержать лучшие практики в этой сфере, — рассказал Нурлан Киясов, вице-президент «Рыбаков Фонда» по образовательному направлению.