Как ценности объединяют людей в сообщества

28 ноября 2017, 10:58
Карен Олсон провела в Москве два воркшопа по приглашению «Рыбаков Фонда» и онлайн-школы Vector

В основе любого PhilTech-проекта лежат ценности, от которых команда никогда не откажется ради прибыли. Как сплотить вокруг своих ценностей людей, готовых вместе решать общую проблему? В конце ноября комьюнити-органайзер Карен Олсон провела в Москве два воркшопа на эту тему по приглашению PhilTech-сообщества, «Рыбаков Фонда» и онлайн-школы Vector (институт «Стрелка»). За плечами Карен — организация пятимиллионного Женского марша по всему миру и запуск московского проекта «Театральная перспектива» для инвалидов. Карен поделилась своей методикой организации сообществ.

Во-первых, нужно найти единомышленников. Как найти единомышленников? Сначала задайте себе вопрос: почему я это делаю, каковы мои ценности. Расскажите свою историю: вы привлечёте тех людей, которые эмоционально откликнутся на неё. С этого начинается любой процесс организации сообщества. Помогите людям осознать их собственные ценности через эмоции, которые вызывает ваш рассказ. Потом эти эмоции превратятся в мотивацию, в чувство, что ты можешь изменить мир.

Во-вторых, нужно собрать лидерскую команду. Лидерство — это принятие ответственности за содействие в достижении целей в условиях неопределённости. Отношения между людьми в сообществе строятся горизонтально, а потому перед лидерами постоянный вызов: позволять людям самим принимать решения, то есть доверять им.

91cf2563d3f12790298b2a93bc61e736
Карен Олсон, комьюнити-органайзер

Наконец, нужно сформулировать стратегию, по которой каждый участник будет вовлечён в содействие.

Определите:

1) что вы хотите изменить;
2) какие вам нужны ресурсы для изменения;
3) чего хотят те, у кого есть эти ресурсы;
4) какие ресурсы есть у вас, которые нужны им. И — действуйте!

64b97ec9935ba3af96fa9745fe358958

— Формирование и развитие сообществ — это огромный потенциал для России. Доверие и общие ценности — вот тот «клей», что соединяет людей в сообщества на долгие годы. Думаю, сейчас мы в начале мощного движения сообществ, и встречи с Карен Олсон — часть этого движения. Я рада, что к нему присоединяется всё больше людей и что с помощью Карен они получат методологию построения сообществ и смогут развивать это движение быстрее и эффективнее, — сказала на открытии воркшопа Алёна Светушкова, вице-президент «Рыбаков Фонда», руководитель программы развития третьего сектора.

Участники встреч рассказали о своих открытиях от общения с Карен и друг с другом. Луиза Лановская, директор по маркетингу и развитию холдинга RD Group, уверена: приезд Карен — это прорыв:

E9fb761ff2c44ebcc90af90eaa9067ae

— Я занимаюсь развитием территорий, а оно невозможно без взаимодействия с населением. На семинаре я обнаружила, как много человек в нашей стране вовлечено в развитие сообществ. Но это в основном энтузиасты, а работа энтузиастов — метод проб и ошибок. Когда же приезжает специалист, готовый делиться проверенной методологией, — это прорыв! Карен заразила нас своими идеями. А с некоторыми участниками встречи, в том числе из некоммерческих партнёрств, мы будем обмениваться ресурсами и знаниями.

F77141e8646466d0ae391beba88f4d96
Участники воркшопа

— Благодаря Карен я узнала, что для формирования и развития сообществ существует стройная методология.  И что устойчивое сообщество имеет структуру «снежинки». В этой структуре может быть только несколько лидеров — в «узлах» снежинки: именно от них идут связи, формирующие структуру, — поделилась по итогам воркшопа Айгуль Киселёва, менеджер проектов по внутренним коммуникациям Леруа Мерлен.

 

Методика Карен стала открытием и для Эльмиры Какабаевой, координатора регионального развития национального ресурсного центра «Ментори»:

00365fd126fc816ad9ed56e162026a07

— Большое открытие для меня — что для построения сообщества есть отработанный метод и инструментарий. А челлендж — все полученные знания применить на практике, адаптировать метод к местному контексту. Так, в примерах Карен активная позиция участников заложена «по умолчанию», а при работе с российскими сообществами её надо развивать. А конкретно для продвижения проекта «Ментори» надо усилить сторителлинг, вовлекать людей через активизацию личного опыта. И вообще быть готовым рассказывать свою историю больше и чаще. Начну с того, что применю эту методологию в тренингах для региональных кураторов нашей программы, посмотрю на их реакцию.

На воркшопе начали появляться новые возможности для сотрудничества участников. Вот что рассказала Юлия Герасименко, руководитель программы «PRO Женщин» «Рыбаков Фонда»:

3ab707d602daef52605b7e4d6fdf8dd5

— Очень важен для меня был нетворкинг. Возможно, мы сделаем совместную инициативу с сообществом развития города Тарусы, представители которого участвовали в воркшопе.

 

Сама Карен Олсон считает, что появление новых связей между сообществами — само по себе важный результат:

3fb8a111dd6ab35b575a3e9fb1e2ea7c

— Взаимопомощь — это ценность, которая меня вдохновляет. А на московских воркшопах я увидела, как люди помогают друг другу, как между участниками формируются новые связи. Это достижение! Мне понравилось, что все были готовы открыто говорить о своих трудностях. Многие заметили, что у разных сообществ возникают одинаковые проблемы, и, думаю, участники будут учиться друг у друга.

00b9bd46ea4462148bf39114d1652384