«КИвО»

8 июня 2018, 12:57
957fa0b9df5ffc7810d3745b69d3cd15
Объявлены лучшие 28 инноваций в образовании-2018

5 июня были подведены итоги полуфинала Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2018), организованного Институтом образования ВШЭ совместно с «Рыбаков Фондом». Из 503 проектов, представленных на конкурс, жюри выбрало 28. Их авторы примут участие в Летней школе — акселераторе инноваций, которая состоится в Москве в конце июня. Финал конкурса пройдет осенью.

В этом году конкурсу исполнилось 5 лет. За это время было подано более 3 тысяч заявок, конкурс поддержали десятки партнеров. Победитель получает тревел-грант на поездку в любую страну для продвижения своего проекта и знакомства с международным опытом. Остальные финалисты получают подарки от спонсоров. Однако сверхзадача конкурса отнюдь не в этом.

Aef2381d49fabbfff2770e04bee462a4

— Есть немало случаев, — подчеркивает директор конкурса Диана Королева, — когда КИвО становится стимулом дальнейшего развития и монетизации проектов. Самый яркий пример — школа программирования для детей 6–14 лет «Кодабра». Этот проект вышел в финал в 2015 году, когда о нем мало кто знал, и сегодня это один из лидеров дополнительного образования в области детского программирования не только в Москве, но и в других городах.

В этом году проекты на конкурс поступили из 20 стран мира — впервые на сайте можно было подать заявку на английском языке. Еще одна особенность — рост количества заявок от школьников и студентов. В целом же пул инноваторов остался прежним — это и представители системы образования, и предприниматели, причем в обеих группах есть родители, заинтересованные в изменениях в образовании в связи с обучением своих детей.

В этом году большая часть проектов, поданных на конкурс, была посвящена дополнительному образованию, основной и старшей школе. Интерес к дополнительному образованию объясняется тем, что эта сфера в наименьшей степени регулируется государством, там нет образовательных стандартов, поэтому препятствия для внедрения инноваций минимальны. Проекты для основной и старшей школы, как правило, связаны с итоговой аттестацией: инноваторы ищут оптимальные способы подготовки к ЕГЭ и ГИА.

94b92be65a6a6c0d26b423560f3c19b7


В этом году увеличилась доля проектов в сфере дошкольного образования: считается, что в дошкольном возрасте у детей формируются многие важные компетенции, так что на этом этапе родители уделяют развитию детей максимум внимания.


A08349957dcedb1b38682d3601d5dd4f

— Сегодня ни одна сфера жизни не может обходиться без новых прорывных идей. Именно инновации позволяют совершить качественный прорывной скачок, в котором так нуждается сфера образования, — уверена Екатерина Рыбакова, сооснователь «Рыбаков Фонда». — Но всегда открытым остается вопрос: какие именно инновации поддерживать и как? Какие проекты реализовывать?

Каким идеям дать путевку в жизнь? Мы в «Рыбаков Фонде» видим простой ответ на этот вопрос: поддерживать нужно лидеров изменений, тех, кто создает проекты, меняющие к лучшему педагогику, образовательные инструменты и технологии.

Все пять лет, пока проходит конкурс, исследователи Института образования ВШЭ изучают инновации и инноваторов в образовании. Эмпирическим материалом для исследований становится информация, полученная от участников конкурса.

Daed228b28ba3a3ca1f256d3da5fece6

— Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций, так как традиционные механизмы управления и реформирования в период бурного развития не всегда эффективны, — считает Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ. — Их необходимо исследовать, чтобы управлять ими и повышать их эффективность.

Среди факторов, способствующих началу инновационной деятельности в образовании, — образование, работа, семья, социальное окружение. Бывает так, что в инновационный проект превращается учебное задание или академическое исследование. Или, например, родители будущего школьника понимают, что он не сможет получить необходимые навыки в традиционной системе образования, и открывают инновационную школу или детский сад. Семейные «инновации» — игрушки или игры — тоже могут быть тиражированы и «упакованы».

— Инноваций на стадии идеи или старта проекта в российском образовании много, но успешными становятся единицы, и ежегодный отбор заявок на КИвО — лучшее тому подтверждение. Инновационный путь сложен и тернист, не все инноваторы доходят до конца реализации проекта, — отмечает Татьяна Хавенсон. — Однако, перефразируя нобелевского лауреата Эдмунда Фелпса, чем больше людей отправится в путь, тем больше инноваций в образовании будет реализовано.

9d5ad2a61fa9fdd0290072c32f55d2b1

 

33b2ce627ee1065f9dcd39060f32f0fd