«Равенство возможностей»

9 июня 2018, 18:57
C1db8ecdeea73c158b66859c7fbf1821
Программа поддержки образования

Право на получение инклюзивного образования сегодня гарантировано ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации». С этого момента каждую школу в России следует считать инклюзивной. Но что происходит на практике? Кто, как и насколько успешно сегодня включен в образовательный процесс?

Инклюзивное образование и социальная инклюзия. Сегодня в России нет даже единого понимания, что же это такое. «Включение» каждый понимает по-своему. В большинстве случаев «инклюзия» прочно ассоциируется с инвалидностью или образованием детей с ОВЗ, а лучшей средой для ребенка-инвалида часто называется коррекционная школа или, по старинке, домашнее обучение в общеобразовательной школе.

Также сильно отличается и практика: в одних регионах успешно работают инклюзивные школы, создаются уникальные практики, в других идет мучительный поиск программ и методик, готовых решений и алгоритмов.

60281535b032f2cd3cab08203feefb90


Вместе с тем, сегодня множество организаций, педагогов и сообществ работает на то, чтобы инклюзия стала нормой, чтобы получали качественное образование и одинаково уютно чувствовали себя все дети с особыми образовательными потребностями: дети с ОВЗ, дети мигрантов, имеющие сложности при обучении в российских школах, одаренные дети и юные спортсмены. Это нужная и важная работа, без которой невозможно изменить ситуацию к лучшему. Но совершенно очевидно, что результаты этой большой работы не всегда доступны и даже не всегда известны. Лучший опыт часто остается «внутри» аккумулировавшего его учреждения. А педагог-новатор не получает должной поддержки. Стать важным инструментом для создания изменений и поддержки образования призвана программа «Равенство возможностей».

D2bd19cf4492bf58574e622ad2fca7bc


Программа «Равенство возможностей» 
— это инициатива, которая реализуется «Рыбаков Фондом». Она ориентирована на выявление и распространение идей социальной инклюзии и инклюзивного образования. Реализовать ее помогают партнеры и заинтересованные сообщества, в том числе, родительские, педагогические, научные. Программа «Равенство возможностей» с 2017 года входит в 100 лучших образовательных инноваций мира по оценке международного проекта GLOBAL HUNDRED.

Весной 2018 года эксперты программы совместно с Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и Опорными вузами России инициировали в ряде регионов проведение конференций по теме инклюзивного образования и социальной инклюзии. Выявленные таким образом успехи и проблемы стали основой для проведения первой Проектной Школы программы «Равенство возможностей» в партнерстве с НФПК.

59d8f77e89dcfb9b62f554ca02cc6951


4 и 5 июня на площадках Москвы и Подмосковья специалисты Опорных вузов России, эксперты (теоретики и практики), представители родительских общественных объединений и организаций, в том числе ВАРДИ (Всероссийская ассоциация родителей детей-инвалидов), педагоги и руководители образовательных учреждений обсуждали и дискутировали. Несмотря на разногласия и разные точки зрения, многообразие проблем сегодня озвучивают и ученые, и родители, и педагоги.

5189f033d4ac024cf0501b35eda21fd2

Первая базовая проблема — это отсутствие полной и структурированной информации. Сотни сайтов, тысячи публикаций — весь этот полезный объем трудно найти в Интернете непосвященному пользователю. В качестве решения программа «Равенство возможностей» предлагает единую платформу для диалога педагогов, родителей, представителей органов управления образования. На едином портале можно будет обмениваться лучшими педагогическими практиками, участвовать в конкурсах и грантовых программах, получать консультации экспертов и лучших специалистов в сфере инклюзии. Также в решении этого вопроса точками опоры могут стать Опорные вузы России как региональные центры. Участвовать в программе, становиться авторами практических кейсов, касающихся образования «особых"детей, детей из семей мигрантов, талантливых и спортивных детей, смогут не только признанные эксперты. Любой педагог, которому есть чем поделиться, сможет предложить свои разработки на платформе «Равенства возможностей».

Cf5b4f643b5b9f9f685b89059d8f1806

Вторая проблема — это отсутствие достаточного количества специалистов. И здесь решение нужно искать всем участникам, поэтому программа «Равенство возможностей» станет инициировать постоянный диалог государства, профессиональной и родительской среды, а также регулярно проводить на своей площадке обучающие курсы и конкурсы, семинары, лекции и мастер-классы, способствовать разработке и поддержке образовательных курсов и программ.

99f74483903d487193085e654382b2c8

Третья проблема — это расхождение принятых стандартов и инклюзии в самой сути. Сегодня школу «хвалят» или «ругают» в зависимости от ряда показателей: например, общая успеваемость. И, скажем, если ребенок с ОВЗ, хотя и успешно социализируется, но? «портит статистику», совершенно неясно, как в этой ситуации будет оцениваться деятельность образовательного учреждения.

Конечно, на Проектной Школе не обошли и такие проблемы, как финансирование, доступность среды и ресурсов, наличие пресловутой системы «прописки» (регистрации), которая привязывает ребенка к конкретной территории, лишая выбора школы, в которой ребенок может получить широкий спектр образовательных возможностей и т.п.

Первая встреча на Проектной школе — это первый шаг, первый этап разработки «дорожной карты» для каждого Опорного вуза, участвующего в программе. Но уже вторым шагом станет практическая работа «на местах». С чего начать, каждый решает сам, в зависимости от потребностей территории, и уже на следующей встрече можно будет говорить о первых практических результатах.

Видеоролик о проведении Проектной Школы «Равенство возможностей»

 

Фоторепортаж