Учить учителя

9 июля 2018, 14:00
225fb733457a8dd37cb2a0726a4d972c
29 июня в Институте образования ВШЭ завершилась Летняя школа Конкурса инноваций в образовании (КИвО), на которой был определен состав финалистов.

Летняя школа КИвО — это знакомство команд, лекции об образовании и о предпринимательстве, выступления финалистов конкурса прошлых лет, а самое главное — оценка представленных проектов экспертами, рекомендации по их доработке и представлению потенциальным инвесторам. Соорганизатором Конкурса инноваций в образовании выступил «Рыбаков Фонд».

МНЕНИЯ

- Поиск инноваций в образовании — одно из главных направлений работы нашего института, — рассказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, открывая Летнюю школу. — Мы в значительной степени верим, что изменения в образовании обусловлены не приказами сверху, не громоздкими реформами, а именно инновациями.

- Российское образование нуждается в стартапах, которые меняют отношения между семьей и школой, учителем и учеником, учителем и родителем, делают процесс обучения интересным и полезным для всех, — уверена директор Департамента конкурсных программ «Рыбаков Фонда» Наталья Киселева.

- Образование будет меняться благодаря прорывным инновациям, — считает директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Михаил Эрман. — По оценкам аналитиков, именно к образованию будет иметь отношение большая часть стартапов-«единорогов», у которых оценка капитализации превышает 1 млрд долларов. Такие стартапы появляются в отраслях, которые давно не менялись, — аналогичную ситуацию не так давно можно было наблюдать в банковской сфере. Меня немного удивило, что команды, прошедшие в полуфинал КИвО, не рассчитывают на золотые горы. Возможно, им не хватает амбиций и предпринимательского драйва. Они больше думают о содержании своего проекта, чем о том, как его монетизировать.

НЕКОТОРЫЕ УЧАСТНИКИ

Игорь Мялкин, заведующий кафедрой Выксунского филиала НИТУ МИСиС (Нижегородская область) представил на конкурс проект «Открытое небо» — обучение детей управлению беспилотными летательными аппаратами. Он отправил свою заявку в последний момент, так что его проект — последний, полученный жюри, 503-й по счету. Идея проекта возникла, когда Игорь подарил игрушечный вертолет своему сыну, а тот никак не мог научиться им управлять, и дело кончилось разбитой люстрой. Сейчас проект действует на базе вуза, со школьниками и студентами (300-400 человек в год) занимаются вчерашние преподаватели робототехники. В планах Игоря — проведение фестивалей летательных аппаратов для семей с детьми.

Молодые учителя Мария Плоткина из Санкт-Петербурга и Глеб Лихобабин из Смоленска уже победили на конкурсе «iУчитель», организованном «Рыбаков Фондом», и теперь хотят победить на КИвО. В Летней школе они участвуют с проектом «GeekTeachers Fest — образовательное сообщество для учителей-миллениалов». Речь идет о фестивале для учителей, где их учат применять новые технологии в учебном процессе.

Игорь Новиков, исполнительный директор московской компании «Нанолаб», и Евгений Гайбарян, студент второго курса МАИ, представили на КИвО программу для прямой манипуляции атомами в виртуальной рабочей среде (VR), рассчитанную на школьников. Школьник надевает очки виртуальной реальности и начинает собирать руками воображаемые молекулы и атомы, видит, что такое текучая жидкость, кристаллическая решетка и т.д. Ребятам это поможет в профориентации и в дальнейшем обучении в вузе — например, при изучении нанотехнологий.

Игорь Минин, доцент Сыктывкарского государственного университета, приехал на Летнюю школу вместе с дочерью – девятиклассницей Анастасией. В их семейном проекте «Бабушка-school» (онлайн-платформа с виртуальными рабочими местами для педагогов пенсионного возраста) участвуют супруга Ольга, также доцент университета, и сын Александр. Идея проекта в том, чтобы пенсионеры, прежде всего те, кто имеет опыт преподавательской работы, делились лайфхаками с молодежью на специальном портале в Интернете. Авторы проекта считают, что старшее поколение уже не боится «цифры», так что сайт поможет пенсионерам, у которых появилось свободное время, не потерять вкус к жизни, а молодежь получит возможность приобщиться к их опыту.

Надежда и Андрей Аверины — супруги из Улан-Удэ, их проект посвящен повышению квалификации учителей. Они сами педагоги, работали в государственной системе образования, Надежда даже возглавляла республиканский центр экспертизы образовательных программ, а потом начали собственное дело — открыли Региональное агентство развития и оценки качества образования. С 2013 года один из проектов агентства — «Педагогический акселератор», интенсивный курс изучения проектной деятельности в роли руководителей реальных проектов. С менторами и экспертной трубой — все как в настоящем бизнес-акселераторе для технологических предпринимателей. Идея оказалась востребованной, в акселераторе стали участвовать учителя из других регионов, так что теперь задача авторов — масштабировать проект по всей России. На Летней школе КИвО Надежда и Андрей получили советы, как лучше это сделать.

Победитель конкурса, который получит главный приз — стажировку в любой стране мира будет назван осенью.